2-х уровневая подготовка: бакалавр + магистр

История вопроса

В 1999 году в городе Болонья (Италии) состоялась встреча министров образования европейских стран, в результате которой 29 странами было подписано соглашение, получившее название Болонской декларации. И именно с этого момента стартовал так называемый «Болонский процесс» формирования единого образовательного пространства стран Европы. Россия участвует в Болонском процессе с 2003 г. Согласно Болонской декларации основные цели, ведущие к сопоставимости национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы, должны быть достигнуты к 2010 году, для этого страны-участницы должны выполнить 6 основных задач:

  1. Введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования.
  2. Переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат-магистратура).
  3. Оценка трудоемкости (курсов, программ) в зачетных единицах (кредитах) и отражение учебной программы в международном приложении к диплому, разработанном ЮНЕСКО.
  4. Повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала учебных заведений.
  5. Обеспечение необходимого качества образования.
  6. Обеспечение автономности вузов.
Что дает решение задач Болонской декларации студенту?

Единое образовательное пространство очень важно для повышения академической мобильности студентов и преподавателей. То есть студент может поступить в бакалавриат российского вуза, при этом часть интересующих его дисциплин изучить и получить дополнительные знания в университете Германии, а в магистратуре учиться во Франции. Мобильность студентов и преподавателей позволит существенно улучшить качество образования и значительно повысить конкурентоспособность выпускников вузов.

Одним из плюсов участия России в Болонском процессе станет признание российских дипломов в более чем 50 странах, в т.ч. почти во всех европейских, подписавших Болонскую декларацию.

Как выполняют решения Болонской декларации вузы?

В октябре 2007 года Президент России В.Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части установления уровней высшего профессионального образования)».

Раньше вузы проводили набор на специальности (т.е. осуществляли подготовку специалистов – 5 лет). Теперь в России осталось совсем немного специальностей, по которым вузы готовят специалистов (в основном это инженерные специальности, которые являются стратегически важным для экономики страны), но подготовка экономистов, менеджеров, юристов во всех вузах России осуществляется теперь по уровням: бакалавр, магистр. Поэтому, начиная с 2010 года, многие вузы (большинство) стали поспешно лицензировать программы бакалавриата и проводить на них прием.

В МЭСИ подготовка бакалавров ведется не один десяток лет, но раньше спрос на такую подготовку был в основном у иностранных граждан. С 2003 года МЭСИ стал проводить прием в бакалавриат на направления «Экономика», «Статистика», «Прикладная информатика», «Менеджмент» и «Лингвистика» наравне с приемом на специальности. В 2007 г. состоялись первые выпуски по этим программам. А это означает, что МЭСИ имеет не только опыт реализации бакалаврских программ, но и что все программы бакалавриата в МЭСИ аккредитованы.

Выпускники школ теперь могут поступить в вуз на бакалавриат и через 4 года, получив диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр», должны сделать выбор: продолжить обучение в магистратуре или идти работать. Бакалавриат – это полноценное высшее образование, но в отличие от подготовки специалистов не имеет узкой специализации (например, экономистов готовят на направлении бакалавриата «Экономика», а после специалитета выпускникам присваивается квалификация экономиста со специализацией в конкретной области в зависимости от специальности «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Мировая экономика» и т.д.). Работодатели уже вполне привыкли к бакалаврам, но в большинстве случаев бакалавры все же могут претендовать только на должности линейных менеджеров (хотя специалистов тоже не берут сразу на должности руководителей). Те же выпускники бакалавриата, которые всерьез задумываются о карьерном росте, будут стремиться поступить в магистратуру для получения выбранной специализации. В магистратуру на бюджетные места попадут только самые лучшие, т.к. придется сдавать вступительные испытания и проходить конкурсный отбор. Для всех остальных желающих вузы смогут предложить обучение в магистратуре на договорной основе. Но далеко не всем вузам будет дано право готовить магистров, а только лучшим. На сегодняшний день только 20% вузов выпускают магистров. И МЭСИ - среди них. В соответствии с новым законом выпускники-бакалавры вправе не только менять специализацию в рамках одного вуза (например, некоторые бакалавры экономики МЭСИ выпуска 2009, 2010 г.г. решили получить в магистратуре более расширенные и углубленные знания по менеджменту), но могут поступить на магистерские программы зарубежных вузов. Такую возможность МЭСИ с 2009 года предоставляет своим выпускникам, свободно владеющим иностранным языком. Важно заметить, что для юношей, продолжающих обучение после бакалавриата в магистратуре, сохраняется отсрочка от службы в армии.

Выпускники колледжей и техникумов могут продолжить обучение по сокращенным программам бакалавриата. В МЭСИ такие программы ежегодно реализуются.

МЭСИ, активно участвует в Болонском процессе, что дает несомненные преимущества выпускникам. Уже несколько лет в университете действует балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся. Выпускники МЭСИ могут получить европейское приложение к диплому. Успешно развивается комплексная программа с зарубежными университетами Франции, Голландии, Германии, Италии, Южной Кореи, реализуются договоры о студенческих обменах и стажировках преподавателей. Для проведения семинаров и мастер-классов приглашаются профессора ведущих зарубежных вузов и специалисты-практики. Все это позволяет студентам МЭСИ всех уровней получить качественное современное образование.

У двухуровневой системы подготовки много как сторонников, так и противников. Но Закон принят и все должны его исполнять. Поэтому важно уже сегодня правильно оценить свои возможности, продумать перспективы и сделать правильный выбор. А выпускники МЭСИ, используя полученные за время обучения знания, умения и навыки, непременно, как и всегда будут конкурентоспособными на рынке труда и найдут свое место в современном информационном обществе.

Новости

23 апреля 2015 XVI Всероссийская научно-практическая конференция «Молодёжь. Образование. Экономика»

Приглашаем молодых ученых, аспирантов и студентов 23 апреля 2015 года принять участие в XVI Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь. Образование. Экономика», которая пройдет в Ярославском филиале МЭСИ.

17 марта 2015 Распоряжение Рособрнадзора о снятии запрета приема в МЭСИ

На основании издания распоряжения от 17.03.2015 № 745-07 "О признании утратившим силу распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере...

14 марта 2015 Заключительный этап олимпиады по информатике проводится

Уважаемые участники Открытой олимпиады школьников «Информационные технологии»! Просим ознакомиться со списком площадок...

Все новости