Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

На экзамене по ИКТ поступающий должен показать: знание основ алгоритмизации и умение составлять, записывать, используя различные способы описания, читать, понимать, анализировать, модифицировать алгоритмы (программы); владеть понятиями: новая информационная технология, информатика, информация, кодирование информации, представление чисел в различных системах счисления, ЭВМ, алгоритм, данные, программирование.

Программа по информатике состоит из двух разделов. Первый из них представляет собой перечень основных понятий и проблем информатики. Во втором разделе перечислены типы задач, предлагаемые для решения.

Основные понятия информатики

1. Информационные технологии и задачи информатики.

Основные характеристики информационных технологий и ее роль в развитии общества. Информатика как научное направление, как прикладная дисциплина.

2. Информация и процессы ее обработки. Кодирование информации: знак, алфавит, код. Двоичное кодирование. Прямой, обратный и дополнительный коды для представления целых чисел. Представление информации в электронном виде: бит, байт, машинное слово, адрес, ячейка. Общая характеристика ЭВМ: принципы фон Неймана. Основные логические операции. Логические элементы ЭВМ. Структура и работа ЭВМ: процессор (исполняющая и управляющая часть), память, устройства ввода/вывода. Универсальный алгоритм работы процессора.

3. Системы счисления. Запись чисел в различных системах счисления и их эквиваленты в десятичной системе счисления. Позиционные и непозиционные системы cчисления. Представление числа в виде разложения по степеням основания системы счисления.

4. История развития информационных технологий и информационно-вычислительных средств. История развития с древнейших времен и до появления первых ЭВМ (абак, Паскалина, станок Жаккарда, машины Беббиджа и другие вычислительные средства).

Поколения ЭВМ. Основные характеристики ЭВМ различных поколений: элементная база, быстродействие, память, программное обеспечение. Типичные представители машин различных поколений и используемого программного обеспечения.

5.Оборудование, применяемое в новой информационной технологии. Стандартная конфигурация ПЭВМ. Назначение, структура и функции элементов ПЭВМ: системный блок, монитор, клавиатура, мышь и принтер. Архитектура и работа микропроцессора. Переферийное оборудование в новых информационных технологиях. Локальные, региональные и глобальные сети. Сеть INTERNET.

6.Алгоритмы, данные, программирование. Понятие алгоритма, примеры. Свойства алгоритма: дискретность, детерменированность (определенность), конечность, массовость, результативность.

Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя. Примеры. Способы записи алгоритма: естественный язык, графический язык (язык блок-схем), алгоритмический язык.

Составление алгоритма как этап решения задачи на ЭВМ. Виды алгоритмических процессов: линейный, ветвление, цикл. Примеры.

Вспомогательные алгоритмы. Связь основного и вспомогательного алгоритма. Рекурсия. Примеры.

Данные Простые типы данных: числовые, символьные, логические (булевые). Составные типы данных: вектор, таблица.

Понятие величины: имя, тип, значение. Постоянные и переменные величины. Операции над величинами. Отношения между величинами (больше, меньше, равно, неравно, больше или равно, меньше или равно).

Формирование простых условий с помощью отношений. Примеры. Логические операции (не, или, и). Формирование сложных условий с помощью логических операций. Примеры. Языки программирования. Назначение языков программирования. Программа как единство алгоритма и данных.

7. Разработка алгоритмов и программ. Постановка задачи. Этапы решения задач на ЭВМ: выбор математической модели для решения задачи, формальная постановка задачи на выбранной модели, выбор метода решения. Конструирование алгоритма, его запись, сценарий работы с ЭВМ. Программирование для ЭВМ. Проверка правильности алгоритмов и программ. Отладка и тестирование.

8. Программное обеспечение. Классификация программного обеспечения: системное, инструментальное, прикладное. Системное программное обеспечение, его назначение и функции. Инструментальное обеспечение: системы программирования, СУБД. Прикладное программное обеспечение: редакторы текстов; электронные таблицы; базы данных и знаний; пакеты прикладных программ; автоматизированные обучающие системы; программы, разрабатываемые пользователем.

9. Противодействие вредоносному программному обеспечению. Вредоносное программное обеспечение. Антивирусные программы.

Основные классы задач, которые должен уметь решать абитуриент

1. Информация и преобразование информации. Задачи на кодирование числовой и символьной информации. Задачи на преобразование чисел из одной системы счисления в другие. Задачи анализа простейших схем логических устройств.

2. Алгоритмы и программы. Алгоритмы выполнения сложения и вычитания в различных системах счисления. Алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Задачи на разработку численных алгоритмов (программ). Задачи на преобразование символьной информации, разработку алгоритмов (программ) обработки слов и текстов. Задачи на использование графических исполнителей. Задачи из различных предметных областей на применение метода координат. Задачи на формирование и обработку таблиц (массивов) различной формы. Задачи сортировки.

3. Логические задачи. Задачи на анализ и преобразование высказываний. Задачи на формирование простых и составных условий. Задачи на организацию направленного перебора.

Основные умения и навыки, необходимые для решения задач

    Экзаменуемый должен уметь:
  • Кодировать и декодировать числовую и символьную информацию.
  • Переводить числа из системы счисления с одним основанием в систему счисления с любым другим основанием, выполнять сложение и вычитание в системах счисления с любым натуральным основанием.
  • По словесной постановке задачи описывать формальную постановку задачи, математическую модель, выбирать метод решения, разрабатывать алгоритм (программу), обосновывать правильность его (ее) работы.
  • По заданной постановке задачи, описанию исполнителя и алгоритма проверять, решает ли алгоритм поставленную задачу, и если не решает или решает неэффективно, то модифицировать его соответствующим образом.
  • По заданному описанию исполнителя и алгоритма обоснованно восстанавливать постановку задачи.
  • Проводить логические рассуждения, анализировать и преобразовывать высказывания, формировать простые и составные условия, решать задачи, связанные с организацией направленного перебора, и анализировать отношения между элементами различных множеств.

Новости

23 апреля 2015 XVI Всероссийская научно-практическая конференция «Молодёжь. Образование. Экономика»

Приглашаем молодых ученых, аспирантов и студентов 23 апреля 2015 года принять участие в XVI Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь. Образование. Экономика», которая пройдет в Ярославском филиале МЭСИ.

17 марта 2015 Распоряжение Рособрнадзора о снятии запрета приема в МЭСИ

На основании издания распоряжения от 17.03.2015 № 745-07 "О признании утратившим силу распоряжения Федеральной службы по надзору в сфере...

14 марта 2015 Заключительный этап олимпиады по информатике проводится

Уважаемые участники Открытой олимпиады школьников «Информационные технологии»! Просим ознакомиться со списком площадок...

Все новости